С древности люди мечтали парить в воздухе, как птицы. Смелыми мечтателями создавались примитивные летательные аппараты, но попытки покорить небо были безуспешны. Древнегреческая легенда поведала нам о бесстрашном юноше Икаре, соорудившем крылья и поднявшемся к солнцу. Были изобретатели крыльев и на Руси, но подняться в воздух и успешно опуститься удалось только в 1903 году. Первый самолет с самоуверенным названием «Флайер», детище братьев Райт из США, пролетел всего двенадцать секунд на короткое расстояние в 37 метров. Но столь непродолжительный полет в начале 20 столетия превратился в настоящую сенсацию.
Стоит упомянуть и о паровых летательных конструкциях. История самолетов хранит память о Airspeed 2000, который прослужил в американском почтовом ведомстве до 1936-го. Но массово Airspeed 2000 производить не стали по ряду причин.
Русскому инженеру Можайскому удалось построить первый самолет раньше американцев. Но, к сожалению, покорение небесных просторов окончилось неудачно – самолет не поднялся в воздух. Причиной неудачного полета стала банальная нехватка средств для проведения масштабных испытаний. Имея прекрасное образование, Александр Федорович посвятил всю свою жизнь изучению сопротивления воздуха, построению законов аэродинамики и кинематики. Изобретателя часто называют основоположником этих наук – его расчеты оказались необычайно точны. Для достижения цели Можайский продал богатое родительское наследство - многочисленные имения и дорогостоящие личные вещи, но вырученных денег для успешного окончания исследований не хватило, а внезапная болезнь подкосила его силы. Талантливый инженер и морской офицер умер в нищете в 1890-м году, так и не увидев свое детище в небе.
История самолетов невозможна без упоминания имени русского инженера Якова Модестовича Гаккеля. Имея опыт в проектировании электрического трамвая и гидроэлектростанции, в 1909-м году Гаккель берется за строительство самолета. 6 летательных конструкций одаренного изобретателя смогли подняться в небо, но послереволюционная разруха и отсутствие заказов заставили Гаккеля переключиться на строительство более востребованных тепловозов.
Имя киевлянина Игоря Ивановича Сикорского на слуху у каждого. Именно он в 1913-м году создал «Русский витязь» - самолет с четырьмя моторами, в 1914-м – бомбардировщик, а также пассажирский самолет «Илья Муромец». Его гениальные изобретения положили начало многомоторной авиации. Это был настоящий прорыв в истории самолетостроения – теперь летательные аппараты легко преодолевали немыслимые ранее расстояния, а их скорость превышала 100 км в час. Опыт использования самолетов в Первой Мировой войне поспособствовал бурному развитию авианауки. После переезда в США и открытия собственной компании, Сикорский нажил состояние на проектировании вертолетов для американской военной промышленности: S-51, S-55 и прочих. Прототипом военных вертолетов служил первый русский вертолет, созданный в далеком 1909-м году.
История самолетов хранит в памяти имена инженеров Жуковского и Чаплыгина. Их эксперименты в аэродинамике и теории прочности крыла сослужили отличную службу в становлении А.Н. Туполева, К.А.Ушакова и прочих выдающихся конструкторов советского времени.
После революции самолеты строились по трофейным образцам. Правительство молодого СССР покупало и лицензии на строительство летательных аппаратов по иностранным чертежам, понимая важность развития отечественной авианауки. Было решено готовить специалистов – в Московском высшем техническом училище открылся аэромеханический факультет.
В 20-30-х годах на каждом крупном моторном заводе были открыты КБ (конструкторские бюро). Крупнейшие – КБ под руководством Туполева и Поликарпова.
К окончанию 30-х годов авиационные инженеры многих стран убеждаются в низкой эффективности поршневых и паровых двигателей. Немцу Гансу фон Охайну удается создать реактивный двигатель, а в 1939-м в небо поднялся первый реактивный НЕ 178.
Во время Великой Отечественной войны усилиями советских конструкторов были изобретены передовые истребители, бомбардировщики и штурмовики ЯК, ТУ, ЛА, ИЛ, СУ. На вооружении немецкой Люфтваффе были реактивные Юнкерс и Мессершмитт. США, присоединившись к войне почти к ее окончанию, могли похвастаться такими тяжелыми истребителями и разведчиками как Локхид P-38 и Белл P-39. Авиационный опыт во Второй Мировой войне убедил ведущие страны в необходимости оснащения новых самолетов реактивными двигателями. В военной авиации современности стоит отметить российский СУ-35 – сверхманевренный истребитель 4-го поколения, вызвавший фурор на авиавыставке во французском Ле Бурже.
Сегодня авиацию тяжело представить без белоснежных высокоскоростных лайнеров, которые за считанные часы доставляют пассажиров в любую точку мира. Среди них выделяется американский Боинг 737 – массовейший самолет в мире. Подсчитано, что каждые 5 секунд в различных точках земного шара приземляется или устремляется ввысь один такой самолет. Главным конкурентом Боинг в гражданской авиации считаются французские Airbus.