Автожир – довольно интересный летательный аппарат, малоизвестный современной широкой публике. По сути это гибрид самолёта и вертолёта, хотя возник ещё в те годы, когда вертолёт оставался неосуществлённой мечтой авиаконструкторов. В воздух автожир поднимается, опираясь на несущий винт, который раскручивается набегающим потоком воздуха. А движение вперёд обеспечивает небольшой, самолётный, пропеллер. Двигатель автожира работает именно на пропеллер, а несущий винт вращается свободно.
Придумал это летающее чудо испанский конструктор Хуан де ла Сиерва в 1919 году. Первый, по настоящему удачный, винтокрыл поднялся в воздух в 1923 году. Молодого конструктора натолкнуло на изобретение необычного летательного устройства неудачное испытание самолёта собственной конструкции – аппарат рухнул на землю, едва оторвавшись от земли. Сиерва решил построить максимально безопасное воздушное судно, которому потеря скорости в полёте будет не страшна.
Сиерва показал себя талантливым конструктором и изобретателем. Его машины уверенно летали, строились серийно и служили в ВВС Великобритании. В СССР подобные аппараты тоже были успешно освоены. Несколько машин даже приняли участие в первых боях Великой Отечественной Войны. Но стремительное развитие самолётостроения оттеснило перспективный проект далеко на обочину авиации. До 60-х годов 20 века автожиры были надёжно забыты.
В начале 60-х годов американец Игорь Бенсен сконструировал маленький одноместный автожир. Конструкция оказалась настолько удачной, что успешно продавалась по всему миру. Началось возрождение идеи Хуана де ла Сиервы. Сегодня автожир получил распространение в любительской авиации. Безопасный и лёгкий в управлении, аппарат пользуется заслуженным уважением у авиаторов. Конечно, и у этой техники есть свои недостатки. Среди них – малая грузоподъёмность и довольно большой расход топлива. Но энтузиастов замечательной машины эти мелочи не смущают.