Сегодня в это трудно поверить, но относительно недавно, лет 150-200 назад, пресса была солидной и высоконравственной. В европейских столицах печатались многостраничные издания, наполненные серьёзными статьями о политике, экономике, дипломатии и прочих интеллектуальных вещах. Степенные господа в цилиндрах и котелках по несколько дней, не торопясь, изучали каждый свежий номер. Конечно, в газетах печатались и развлекательные сюжеты. Например, новость о том, как успешно дебютировала новая опера известного композитора.
Положение изменилось почти мгновенно в конце 19 века. Приличная солидность была вышвырнута на свалку истории капиталистической промышленной революцией. Вся жизнь ускорялась, усиливалась конкуренция, борьба за барышы становилась всё жестче и беспринцыпнее. Пресса, приносившая своим хозяевам немалую прибыль, не могла остаться в стороне.
В США в смертельной схватке сошлись два медиомагната того времени – Джозеф Пулитцер и Уильям Херст. Управляемые ими газеты создавались на принципах четырёх «с» - скандалы, сенсации, сплетни, слухи. Были обозначены и важнейшие темы публикаций – смерть, кровь, постель, деньги. В этом списке не нашлось места только понятию «правда», причём далеко не случайно.
Правда была не нужна. Дельцам прессы требовалась яркая, кричащая, наглая, интересная и захватывающая ложь. И они научились сочинять её в неограниченных количествах. Однажды журналисты даже придумали несуществующую войну между США и Испанией. Было бы смешно, если бы не грустный факт. Война всё-таки состоялась, не без помощи мощного пропагандистского рычага жёлтой прессы.
Но почему жёлтой? Есть несколько версий. Газеты, из экономии, печатали на дешёвой бумаге и она быстро желтела. Заголовки газет печатались яркой, жёлтой краской для привлечения внимания. Возможно, название пошло от рисованного жёлтого мальчика, чьи приключения печатали первые «жёлтые» издания. Есть и такое мнение, жёлтый – цвет помешательства, сумасшедшего дома. Только непонятно, кто больше сходит с ума, журналисты или читатели?