В 1066 году нормандцы захватили Англию, и этот же год принято считать датой создания англо-саксонского права.
Отныне правосудие было в руках у королевских судов в Лондоне. Для того, чтобы иметь возможность обратиться в королевский суд рядовые граждане обязаны были в первую очередь просить разрешение у короля, но чаще всего у канцлера в виде выданного приказа, согласно которому позволялось подать «дело» на рассмотрение королевского суда.
В самом начале подобные приказы выдавались только в крайних случаях. Но со временем список причин расширялся.
Позже появилось правило прецедента. То есть любое случайно принятое судебное решение, становилось обязательным для всех без исключения судей.
Роль статутного права к концу XIII века становится более значимой. Появляется принцип, который ограничивает правотворческую роль судей. Отныне любые изменения не вносились без согласия короля и парламента.
Тем не менее, судьи вправе были интерпретировать любые статуты.
В XIV-XV вв. формируется «право справедливости». Его возникновение объясняется тем, что феодальное общество стало меняться, начали развиваться товарно-денежные отношения, расширение городов, и спад натурального хозяйства.
Теперь королевский канцлер решал порядок определения процедур споров с которыми обращались к королю.
Правовая система Великобритании сегодня
Англия единственная страна, в которой отсутствует основной законодательный акт. Существует «устная» конституция, состоящая из норм статутного права и норм общего права.
Из чего следует, что британская правовая система делится на общее право, писаное право и конвенции. Последние в свою очередь не имеют законной силой, однако являются необходимым «инструментом» в работе правительства.
Основное внимание уделяется правительственным законопроектам, только один раз в неделю депутаты имеют право вносить один законопроект, в свою очередь члены правительства в любой день.
В Великобритании «правительство» и кабинет министров разделен. Действие второго органа власти распространяется внутри правительства, и в него входят министры и премьер-министр.
Между тем границы действия правительства намного шире, в его составе, как правило, порядка 100 человек. Однако на заседаниях никогда все не присутствуют. И все вопросы внутренней и внешней политики страны решает на своих заседаниях Кабинет, осуществляющий исполнительную власть.
В графствах, округах и области исполнительной властью являются Выборные советы.