Надо честно сказать, что партия и правительство СССР вовсе не горело идеей посадить население за руль собственного автомобиля. Автобусы и троллейбусы ходили исправно, что ещё надо? Но вопрос вылез с совершенно неожиданной стороны. В 50-е годы народу не на что было тратить деньги. И рубли складывались в «кубышку». В стране назревал хронический дефицит наличности.
Маленький, массовый автомобиль вполне мог поправить дело. Спрос на него был гарантирован. И с самого верха последовала команда – создать! Автомобилестроители засучили рукава. Что интересно, к собственным конструкторам правительство страны доверия не испытывало. И в очередной раз было велено подобрать удачный иностранный прототип. Сошлись на итальянском «Фиат-600». Надо признать, машина очень достойная, итальянцы до сих пор ею гордятся.
Первые образцы советского «Фиата» появились в 1957 и 1958 годах. Конструкторы доработали иностранца – увеличили размер колёс и дорожный просвет, изменили дизайн кузова. Проблемы возникли с двигателем. После долгих поисков и метаний остановились на готовом варианте мотора, разработанного для армии. Движок воздушного охлаждения сильно шумел, но на это махнули рукой.
В начале 1960 года пробные образцы ЗАЗ-965 удачно прошли государственные испытания. В ноябре 1960 года первые автомобили сошли с конвейера в Запорожье. Малолитражка пошла в народ. Лёгкая, всего 600 кг., машина резво бегала даже с двигателем чуть сильнее 20 л.с. В целом конструкция оказалась вполне удачной, тем более, что советский автолюбитель был весьма непривередлив.
Всего было выпущено чуть больше 300 тысяч «горбатых» Запорожцев. Совсем немного для огромной страны. Но его полюбили и помнят до сих пор. Вспоминают с доброй улыбкой, не смотря на все его недостатки. ЗАЗ-965 сумел стать легендой.