Автомобиль «Победа» вышел в большой мир при необычных обстоятельствах. В послевоенном Берлине на новенькие машины пересели советские дипломаты и армейские командиры. Кажется, что в этом особенного? Но на представителей других армий-победительниц автомобиль произвёл ошеломляющее впечатление.
На самом деле иначе и быть не могло. Первый послевоенный автомобиль Горьковского автозавода удивлял знатоков революционными решениями. Отлично поработали дизайнеры, машина получила обтекаемый корпус, крылья и фары спрятались внутрь кузова, исчезли подножки. Автомобиль смотрелся как спортивный болид на фоне довоенных, «крылатых», машин. Двигатель «Победы» расположился над передним мостом, укоротилась база, улучшилась управляемость. Все агрегаты машины крепились к кузову, тяжёлая рама стала ненужной. Автомобиль приобрёл указатели поворотов, обдув лобового стекла, отопитель салона.
Сегодня все эти новшества кажутся обычным делом, чему тут удивляться? Но в сороковые годы советская «Победа» стала первым в мире серийным автомобилем, который мы можем смело назвать современным. Автопроизводителям других стран оставалось только подражать советским конструкторам. Спустя несколько лет в США и Великобритании наладили выпуск автомобилей, очень похожих на «Победу». В Польше советская машина выпускалась по лицензии с 1951 по 1972 годы под названием «Warszawa».
В СССР с конвейера сошло 236 000 машин. «Победа» возила начальников, работала в качестве такси, успешно выступала на соревнованиях, в небольших количествах продавалась в частные руки. Машину экспортировали в Бельгию и Финляндию. На базе «Победы» М-20 разработали не менее знаменитый автомобиль – «Волга» М-21. Но это уже другая история.