Чайный клипер Катти Сарк

 

Катти СаркОдин из самых легендарных судов мира, чайный клипер Кати Сарк был спущен на воду в 1879 году. Надо признать, что времена для парусного флота уже были не лучшие. Морские просторы осваивали первые пароходы, допотопные, неуклюжие, но совершенно независимые от ветра. Владелец клипера был, всё же, настроен оптимистично. Судовой магнат Джон Уиллис был всей душой влюблён в паруса.

Главной работой английских парусных судов во второй половине 19 века была перевозка товаров из восточных колоний. Особо ценился в метрополии чай. После того, как чай нового урожая был готов к транспортировке, его одновременно грузили в Шанхае на несколько судов. Дальше начиналась суровая гонка на скорость. Первая партия товара, прибывшего в Англию,  быстро расходилась по высоким ценам. Из дополнительной прибыли экипаж и капитан получали премию. 

Увы, Кати Сарк ни разу не победила в чайной гонке. Лучший результат – третье место в негласном соревновании. А пароходы всё серьёзнее наступали парусникам на пятки. С перевозки чая клипер переключился на доставку австралийской шерсти, не брезговал и углём. Правда в одном из австралийских рейсов корабль всё же установил рекорд скорости для торговых парусных судов – 15 узлов или 28 км. в час. Но время был неумолимо. Клипер превращался в заурядную морскую посудину. 

Судьба улыбнулась старому клиперу через 75 лет после создания. К 1954 году Кати Сарк остался последним в мире судном такого типа. И англичане приняли решение превратить его в музей. После капитального ремонта клипер был установлен в сухой док на Темзе. Приключения легендарного судна на этом не закончились. В 2007 году Кати Сарк серьёзно пострадал от пожара. Его восстановление длится уже четыре года. Но к весне 2012 года реставрация должна быть закончена. И – добро пожаловать на борт легенды!