Генри Пёрселл – английский Бах

Генри ПёрселлСамый яркий представитель эпохи английского барокко (XVIII век), композитор, органист (а по совместительству настройщик и переписчик нот), Генри Пёрселл всю свою сознательную жизнь (прожил тридцать семь лет) провел, служа в стенах Вестминстерского аббатства и при дворе короля Карла Второго. Пёрселл – последний из барочных композиторов, кто наделял исконно национальными, английскими интонациями массивную и пышную, величественную традицию музыки барокко.

До Пёрселла мотеты, граунды, танцевальные сюиты на основе исконно английской музыки писали Уильям Бёрд, Орландо Гиббонс, Томас Теллис.  После смерти Пёрселла не нашлось ни одного одарённого композитора, который продолжил бы традицию, заложенную старыми мастерами. Англию захлестнула волна итальянского и немецкого классицизма.

К творчеству Генри Пёрселла    обращались композиторы XX века: Эдвард Эльгар, Бенджамен Бриттен (его известнейший «Путеводитель по оркестру» написан на основе темы Генри Пёрселла).

Признание к композитору пришло после создания  для Королевского театра опер «Королева фей» и «Дидона и Эней». Пёрселл – автор музыки к пяти англиканским  службам,  написанной по заказу Вестминстерского аббатства, многоголосных мотетов и антемов, церковных гимнов. Множество песен, написанных к спектаклям Королевского театра, застольных песен, арий, созданных на основе английского фольклора, определяют основную черту стиля композитора: строгость, отточенность формы, изящество мелодических линий.

По уровеню мастерства Генри Пёрселла можно сравнить с  его великим современником – Иоганном Себастьяном Бахом.