"Водяная" скорость - морской узел

скорость морской узелМореплаватели, видимо, были первыми из людей, которым потребовалось точно определять скорость передвижения. На суше пеших и конных путешественников окружают многочисленные ориентиры – холмы, изгибы рек, водоёмы и прочие заметные природные объекты. Опытный путник точно мог сказать, что от этого огромного дуба до ближайшей деревни полдня пути. И странники прекрасно обходились без спутниковой навигации. 
 
Но в открытом море приметные дубы не растут. А приплыть моряк хочет точно в заданную точку и без опазданий. Иначе и торговое и военное морское путешествие теряет всякий смысл.  Для этого надо контролировать направление и скорость движения. Направление определялось компасом. А как быть со скоростью? Хорошо на суше – зная размер колеса своей телеги, посчитал, сколько оборотов оно делает за час и простым арифметическим действием определил скорость. Такая технология применяется сегодня на любом автомобиле.
 
У морского судна колёс нет и пришлось морякам проявить смекалку, достойную лауреатов  нобелевской премии. На длинной верёвке через равные отрезки длины завязывали узлы. Конец привязывали к плавучему якорю, которым могло служить простое бревно, и сбрасывали якорь за корму. Оставалось засечь время и отметить, на какую длину размоталась верёвка за час пути. Так и закрепилось в морской практике обозначать скорость судна в узлах. Постепенно мореходы пришли к единому стандарту. Скорость в один узел равна скорости прохождения за час одной морской мили, или 1852 метра.
 
Незаметно прошли столетия, но морские волки продолжают измерять скорость своих судов в узлах. И ни за что не согласятся поменять узлы на какие то там «км. в час»!

Категория: Наш мир