Коричневые карлики: загадка вселенной

Коричневые карликиКоричневые карлики. То, что они существуют, доказал ещё в 1963 году американский астрофизик Шив Кумар. Но доказал только теоретически, сделал открытие на кончике пера. Уже в 1995 году был обнаружен первый коричневый карлик в созвездии Плеяд. Они оказались реальными космическими телами. В 2011 году орбитальный телескоп WISE  обнаружил их в большом количестве и совсем рядом с солнечной системой.

Коричневые карлики – огромные планеты или очень маленькие звёзды? Когда из облака космической пыли и газа формируется новое тело во вселенной, его судьба зависит от массы. Всё, что тяжелее 8% от солнечной массы, становится звездой. Тела, набравшие меньше 1% от массы Солнца, неизбежно превращаются в планеты. А что происходит с космическими объектами, попавшими в промежуток от 1% до 8%?

Они-то и становятся коричневыми карликами. Их массы не хватает для того, чтобы загореться на миллиарды лет, подобно нашему светилу. Но они достаточно велики и тяжелы, чтобы начать реакцию горения дейтерия, изотопа водорода. Запасов топлива коричневому карлику хватает на несколько миллионов или десятков миллионов лет. Даже в это, очень короткое с точки зрения возраста вселенной, время коричневый карлик светится едва заметным красным светом. Но как только дейтерий сгорает, звезда быстро гаснет

Коричневый карлик остывает, видимое излучение прекращается. Бывшая звезда постепенно превращается в огромную планету. Телескоп WISE, работающий в инфракрасном спектре световых волн, нашёл уже около сотни этих интереснейших объектов. Ближайший из них находится на расстоянии 9 световых лет от Солнца. Температура на самом холодном коричневом карлике около 25 градусов тепла.

Категория: Космос