Что такое театр абсурда?

театр абсурдаПод сочетанием «театр абсурда» принято понимать творчество буквально нескольких драматургов середины XX века.

Их пьесы – «Лысая певица» Эжена Ионеско, «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета, «Сторож» Гарольда Пинтера и множество других – в основе имеют представление об жизни о том, что лишено осмысленной причины и законов. Судьбой человека в этом мире руководит случайность. Бессмысленность нормального порядка жизни (то есть бессмысленность самого понятия нормы и нормальности) проявляется на самой поверхности – в разговорах. Диалоги в драмах абсурда подчеркнуто бессвязны. Каждый из героев не просто отвечает только своим мыслям, но и в своих мыслях связной нити не обнаруживает.

Явная «безумность» речи героев не мешает нормальному – с формальной точки зрения формы – протеканию жизни. Так, в «Лысой певице» семейная пара ужинает и принимает гостей, обмениваяясь  бессвязными и одновременно типичными, бесконечно повторяющимися репликами.

В пьесе «В ожидании Годо» акцент стоит на другом аспекте эстетики театра абсурда. Двое героев, находясь посреди дороги у какого-то дерева, всю пьесу ждут некого Годо, которого никто не знает, имя которого к тому подозрительно ассоциируется с «God» - «Бог». Здесь самым явным ощущением становится страх и неопределённость, поскольку нет закона или правильного способа действий, способного обезопасить человека от чего-либо. Нет никого, кто управлял или понимал бы суть происходящего, нет и никакой сути.

Театр абсурда близко связан с философией экзистенциализма, корнями уходящей в творчество С. Кьеркегора и развитие получившей у А. Камю. С абсурдистами связывают школу ОБЭРИУ – творчество А.Введенского, Д.Хармса.

Сам по себе театр абсурда сводится  к определённым принципам построения драматического произведения, источником которых является представление об изначальной бессмысленности и случайности жизни  и безграничной неопределённости в ней положения человека. Реальная жизнь человека понята как последовательность формальностей в отсутствие всякой причины, цели и содержания, как отчуждённость от физического и социального контекста. Смысл человеческого существования может заключаться разве что в осознании им невозможности смысла.

Категория: Литература